Компания "Рококо" - скульптурные мастерские Котова В.П.
Телефон+7 (495) 926 53 45
Архитектурный декор
Главная страница » Архитектура домов Чистопрудного бульвара Москвы

Архитектура домов Чистопрудного бульвара Москвы

Архитектура домов Чистопрудного бульвара Москвы

 

Дом № 1 — угловой трехэтажный дом, некогда — купца Гусятникова, сохранившийся  в пожар 1812 года . Вторым от угла тянется двухэтажное каменное строение с грубоватым орнаментом , имитирующим резьбу по камню . Оно построено в 1886 г. архитектором Б . В . Фрейденбергом . За ним , под № 1а , трехэтажное здание , относившееся Медико-фармацевтическому обществу , которое возвело его в 1912 г. ( архитектор И . А . Герман ) . В отделке фасада мы замечаем элементы стиля неоампир в исключительно  плоскостном варианте : данный неоампир так же похож на оригинальный русский ампир , как засушенный в книге цветок на живой .
 
В начале владения № 3 в 1984 г. построен трехэтажный дом с пилястрами , стилизованный под 2-ую  половину XIX века . Рядом , с отступом от красной линии ,— украшенное трехэтажное здание с отчетливыми вертикальными членениями . Это гостиница постпредства Казахской ССР , открытая в июле 1980 года ( архитекторы Ю . Соколов , Ю , Милаев , конструктор Н . Архангельский ) . Фасад ее облицован белым мангышлакским ракушечником , цоколь сделан из майкульского гранита , внутреннее убранство — работы казахских лепщиков . Рисунок ограды имеет мотивы национального орнамента .
 
Дом № 7 , облицованный керамической плиткой , вырос в 1960 г. , дом № 9—в 1938—1941 годах ( архитектор М . С . Шерфетдинов ) . Обратим внимание на орнамент фасада , выполненный в технике сграффито — тонкий верхний слой штукатурки процарапан до нижнего слоя , отличного по цвету . Следующие дома—№ 11—15 , как бы слившиеся d единый массив , кажутся на 1-ый взгляд возведенными относительно не так давно , во всяком случае уже в советское время . По это впечатление обманчиво , оно вызвало их надстройкой и обновленной облицовкой 1930-х годов . На самом деле все 3 дома стоят тут с середины прошлого столетия .
 
Солидный возраст дома № 11 выдают старомодные балконы с узорчатой чугунной оградой , а дома № 15 — старинная рустовка ( имитация каменной кладки ) цокольного этажа и “замки” над окнами . В глубине владения № 11 уцелел в преобразованном виде дом , в котором в 1830—1840-х годах жил гениальнейший русский скульптор И . П . Витали .
 
Двухэтажный особняк под № 17 создавался в 1820-х годах , в 1860-х годах фасад его переделан . В конце 1980-х годов здание опять подвергалось перестройке . Громадное домовладение № 19 в конце прошлого века приобрел ставший богатым меховщик Гуськов . В 1912 г. он заказывает известному архитектору Р . И . Клейну проект кинотеатра “Колизей” . В соответствии с названием “Колизей” построен с использованием элементов античной архитектуры . Очень  удачна колоннада , ограждающая входную площадку . Осенью 1970 года кинотеатр закрылся . После кардинальной реконструкции дома в 1974 г. сюда переехал театр “Современник” .
 
Большой дом № 21 , оформленный в стиле неоампир , построен в 1890-х годах по проекту В . И . Кардо-Сысоева.
 
Небольшой проезд , ведущий к улице Покровка , носит название Белгородского — в память проходившей неподалёку стены Белого города. Между этим проездом и Покровскими воротами островом возвышается четырехэтажный жилой дом , возведенный в 1901 г. по проекту архитектора П . А . Дриттенпрейса . Грузность дома автор хотел смягчить и оживить оформлением в стиле модерн : женские головы , богатая флора, роскошные каменные банты. В доме этом жил скульптор И . Ф . Рахманов , который в первые годы после революции принял активное участие в оформлении Москвы новыми памятниками и мемориальными досками.
 

 
В Архангельском переулке можно покрасоваться уникальнейшим архитектурным памятником — церковью Архангела Гавриила, более известной под именем Меньшикова башня. Строил ее в 1704—1707 годах по заказу А . Д . Меншикова одаренный украинский архитектор Иван Зарудный. Народ прозвал башню “сестрой Ивана Великого”. Легкая и стройная, она покоряет превосходно продуманными пропорциями и ликующим, нарядным одеянием, носящим чисто светский нрав. В свое время башню венчал шпиль, сгоревший от удара молнии, в 1770-х годах его заменил винтообразный купол, сделанный, как предполагают, по рисунку гениального В. И. Баженова.
 
Новаторское по тому времени творение Зарудного оказало воздействие на последующее развитие русской архитектуры XVIII века. Общий вид и план владения № 8 по бульвару — стоящий в глубине массивный дом и выходящие на улицу флигеля — дают возможность догадаться, что перед нами реконструированная дворянская усадьба конца XVIII века.
 
Правый двухэтажный флигель в узкой своей части восстановлен в изначальном виде в 1981—1982 годах ( автор проекта реставрации—А . -С . Воскресенский ), часть флигеля, выходящая на бульвар, причисляется уже к 1820-м годам. Главный, двухэтажный прежде корпус в 1835 г. был отдан обедневшими собственниками казне, и в нем до 1843 года помещалась Комиссия для строений Москвы — своего рода основное архитектурное управление Москвы. В 1975 г. , левый двухэтажный флигель был реконструирован в отдельный жилой дом в 1876 г. ( архитектор А . Е . Вебер ). Тогда же фасад его был снабжен богатой лепниной.
 
Очень соблазнителен жилой дом № 14 , построенный в 1900-х годах архитектором П . К . Микини и художником С . И . Вашковым и мастерски , со вкусом надстроенный в 1945 г. ( архитектор Б . Л . Топаз ) . Фасад его украшает отменно выполненный растительный и звериный орнамент, образцы которого взяты у древних памятников ростово-суздальского зодчества, в частности соборов Владимира”
 
Автор Федосюк Ю.
 
Читайте также:
Архитектурное устройство Сретенской церкви и Ризницы
pokrovka.narod.ru
© «Рококо» 2005–2017

Россия, Московская область,
г. Одинцово, ул. Акуловская, 2.
+7 (495) 926 53 45 
info@rokoko.ru

  Яндекс цитирования
Декор из фибробетона, парковая мебель, лепнина из гипса