Компания "Рококо" - скульптурные мастерские Котова В.П.
Телефон+7 (495) 926 53 45
Архитектурный декор
Главная страница » Архитектор Дмитрий Бархин о храме в Сольвычегодске

Архитектор Дмитрий Бархин о храме в Сольвычегодске

Эта церковь - одна из самых выдающихся памятников Строгановского барокко! Но где?! (На севере диком стоит одиноко...). Удивительно, что Строганову удалось в такую тьму (есть рядом такой городок - Тотьма - иначе: э-То -Тьма кромешная!) затащить дипломированного итальянца, который это спроектировал и построил! Слушать душевные рассказы о том, что этот шедевр спроектировали местные мужики, конечно, приятно, но ни мне вам рассказывать, как невероятно трудно мне проектировать детали в классике, как я добиваюсь правильности их итальянского звучания с дипломированными архитекторами, которые ничего не понимают(!) и как скульптору и его группе трудно воплотить в жизнь все эти элементы в достаточной степени аутентично, чтобы они говорили на итальянском без акцента!

А тут несколько серьезнейших вопросов, которые были решены:

1. Огромный (по нашим представлениям) куб собора перекрыт как бы сомкнутым сводом, но для увеличения несущей способности добавлены 4 пересекающиеся арки - эта конструкция мне известна только по помещениям притворов к церквям в древней Армении!, даже не в Италии. Видимо в Италии эта конструкция тоже существовала, но я её в таком явном виде - не знаю. (Понятно, что там своды усиливались арками, но вот именно такой конструкции, когда сомкнутый свод по квадрату усилен арками - я не видел). В этом примере стояла задача удержать еще и 4 второстепенных главы со световыми барабанами. Случаев, когда на сомкнутый свод опираются закрытые 4 барабана - множество, но открытых внутрь пространства собора (когда нет 4-х столбов) - редкость!

2. Сделать пространство - без дополнительных 4-х столбов внутри (см. фото интерьера собора в Рязани, где столбы диаметром 3 метра(!) стоят на расстоянии 4-х метров - т.е. пространства внутреннего нет вообще(!) - это было сделано уже через 200 лет после Успенского собора Фьёрованти в московском Кремле, где столбы диаметром 1,5 метра на расстоянии 7 метров. Рязанский собор делал крепостной зодчий Яков Григорьевич Бухвостов (как он называется у нас в истории архитектуры для повышения статуса, у которого первый собор рухнул, Бухвостов бежал в леса, его поймали, пороли и заставили достроить, он достроил!). Т.е. он был на самом деле подрядчиком!, а не архитектором и одновременно конструктором(!). А архитектуру делал итальянец (испанец!) и резали испанские ребята все детали - абсолютно аутентично испанским деталям, которых я видел массу! Вот что интересно!

Еще раз повторю, это один из самых выдающихся памятников Строгановского барокко в России, теперь представьте себе, что в Москве были снесены в 30-е годы такого же выдающегося уровня несколько церквей: Св. Николы Большой Крест на Ильинке, там сейчас пусто, рядом с Конституционным судом, и на Покровке - церковь Успения, назвали переулок именем автора церкви - Потаповский пер.

На фото: Введенская церковь, собор в Рязани, Николы Большой Крест и Успения на Покровке. Церковь Монте-Сион (Монтесьон) в Пальме да Малёрке Как я маме сказал про девочку, в которую я влюбился, когда мне было 4 года. Мама меня спросила, как же я узнал, в кого она вырастит?, я ответил: "Посмотрел на её маму и бабушку - точь одно лицо!". Вот так и детали из Испании - точь одно лицо с Нарышкинским и Строгановским барокко.

Иллюстрации к статье

Введенский Собор в СольвычегодскеКремль в Рязани

© «Рококо» 2005–2017

Россия, Московская область,
г. Одинцово, ул. Акуловская, 2.
+7 (495) 926 53 45 
info@rokoko.ru

  Яндекс цитирования
Декор из фибробетона, парковая мебель, лепнина из гипса